Аргументы и факты,
2 декабря 2014 г.
Бесспорные выплаты: снизит ли методика РСА количество тяжб? 998 просмотров
Единая методика расчёта ущерба по ОСАГО, разработанная РСА, призвана положить конец судебным спорам вокруг страховых выплат. АиФ.ru обратился к экспертам, чтобы узнать, удастся ли страховщикам достичь консенсуса с автовладельцами?
Единая методика расчёта ущерба по ОСАГО, разработанная Российским союзом автостраховщиков (РСА) и утверждённая Центробанком, с 1 декабря полностью вступила в силу. Документ, запоздавший на 11 лет (он должен был появиться одновременно с законом об ОСАГО), призван покончить с правовой неразберихой в области «автогражданки». До недавнего времени ущерб от аварии мог быть подсчитан сразу пятью различными способами — и полученные суммы сильно разнились, что приводило к многочисленным тяжбам между автомобилистами и страховыми компаниями. Отныне страховщики, эксперты-техники и судебные эксперты обязаны пользоваться единой методикой оценки ущерба, а со вчерашнего дня они также должны исходить из указанных в каталогах РСА цен на нормо-часы и запчасти.
«Внедрение единых подходов займёт некоторое время. Однако установление в России единообразных подходов к расчёту стоимости восстановительного ремонта автомобиля — важный шаг, который позволит в дальнейшем существенно снизить количество судебных споров по ОСАГО», — приводит «Российская газета» слова президента РСА Павла Бунина.
Эксперты, опрошенные АиФ.ru, отнеслись к документу с долей настороженности. «Единая методика расчёта ущерба — полезная вещь, работающая во многих странах. Но, как и большинство российских автовладельцев, я с недоверием отношусь к инициативам, исходящим от страховщиков, памятуя об 11-летнем опыте занижения выплат», — признался генеральный директор «Главстрахконтроля» Николай Тюрников.
Эксперт предположил, что автомобилисты по-прежнему будут заказывать экспертизу независимым фирмам: «Плюс такой системы в том, что страховым компаниям не отвертеться, если автовладелец обратится к независимому оценщику. Ведь последний рассчитает стоимость ремонта, исходя из методики РСА — и страховая компания обязана будет принят его расчёт. Такой подход действительно должен сократить количество судебных разбирательств. Но будет ли это работать так, как запланировано, покажет практика.
Напомним, что единую методику подсчёта ущерба по ОСАГО должен был создать Минтранс, однако после 10 лет ожидания РСА начал разрабатывать её самостоятельно, в инициативном порядке. Неся колоссальные убытки (прошлый год стал рекордным по количеству судебных разбирательств с водителями), страховщики начали трудиться над документом в ноябре 2013 года — и делали это буквально не покладая рук. Например, формирование ценового каталога запчастей (а это более 80 миллионов позиций) и нормо-часов в 12 экономических зонах РФ, прописанных в документе, было начато в феврале 2014 года, а к лету уже завершено.
Подобные «стахановские» темпы могли пагубно сказаться на качестве проработки документа, опасается координатор «Синих ведёрок» Пётр Шкуматов. «Меня многое смущает. Например, заложенная погрешность подсчёта ущерба — 10%. По идее, это должно компенсировать инфляцию, но это также выглядит отличной лазейкой для того, чтобы занижать суммы страховых выплат. И если раньше была возможность в суде стребовать деньги, что будет сейчас? Теперь суд скажет, что всё правильно, это допустимая погрешность», — опасается эксперт.
Как меняется ОСАГО
На недостатки документа также указал автоэксперт, радиоведущий Сергей Асланян: «Этот документ бьёт мимо цели, если его задача — снизить количество исков. Во-первых, средняя цена нормо-часа или запчастей в регионе — это как средняя температура по больнице. Тем более что приведённые РСА цены, очевидно, будут устаревать быстрее, чем обновляться. Во-вторых, новая методика никак не перекрывает страховщикам старые схемы с полным отказом в выплатах. А значит, количество судебных споров будет по-прежнему велико».
Отметим, что среднюю стоимость запчасти и нормо-часа для своего экономического района и автомобиля можно узнать при помощи онлайн-сервиса РСА. Для этого необходимо указать экономический район, марку автомобиля и каталожный номер детали. Цены на запчасти редких в России марок, не вошедших в каталог, будут определяться, как и раньше, по средней рыночной стоимости детали.
Алексей СИВАШЕНКОВ
Вся пресса за 2 декабря 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тенденции, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
2 июня 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Moody's подтверждает рейтинги китайских страховщиков, но указывает на риск торговой напряженности

|
|
РИА Новости, 2 июня 2025 г.
ЭКСАР застраховал гарантию Совкомбанка по импортной сделке

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Страховщики представляют пять приоритетов для повышения конкурентоспособности ЕС и устойчивости к изменению климата

|
|
Финмаркет, 2 июня 2025 г.
«Эксперт РА» подтвердило рейтинг СК «СОГАЗ-Жизнь» на уровне ruААА

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Глобальные потери в судоходстве снизились до рекордно низкого уровня

|
|
Известия онлайн, 2 июня 2025 г.
На ЦИПР-2025 представили платформу для управления здоровьем сотрудников

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Риск лесных пожаров в США усиливается, что требует большей устойчивости и сотрудничества

|
|
Portnews, 2 июня 2025 г.
Швеция ужесточит контроль над иностранными судами в своих водах

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Прекращение сбора данных о стихийных бедствиях NOAA может затруднить реагирование страховщиков на вторичные опасности

|
|
Банковское обозрение, 2 июня 2025 г.
На свой страх и киберриск

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Страхование D&O показывает самые невысокие показатели убыточности за последние десять лет

|
|
Эксперт Online, 2 июня 2025 г.
Бизнес сможет застраховать риски перехода с зарубежных ERP-систем на российские

|
|
Интерфакс-Урал, 2 июня 2025 г.
Два жителя Челябинска обвиняются в мошенничестве с выплатами по КАСКО

|
|
IT Channel News, 2 июня 2025 г.
В России появится услуга страхования рисков импортозамещения ERP

|
|
Накануне.ru, Екатеринбург, 2 июня 2025 г.
Выплату по ОСАГО без учета износа могут ввести в 2025 году

|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 2 июня 2025 г.
Двух челябинцев будут судить за махинации с автомобильной страховкой

|
|
Компания онлайн, 2 июня 2025 г.
Почти половина сотрудников предпочли бы абонемент в спортзал вместо ДМС

|
 Остальные материалы за 2 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|